Нужно ли гуманитариям уметь программировать?

Акимов Михаил, опубликовано: августа 2015

В течение прошлой недели в Фейсбуке я опрашивал своих знакомых и не знакомых о полезности школы программирования для людей с гуманитарным типом мышления.

Результат, хоть и оказался ожидаемым, но дал пищу для размышлений:

  • технари, в основном, настроены пессимистично;
  • гуманитарии, напротив, поддерживают идею создания Школы и утверждают, что готовы обучаться.

Правда, обнаружился и парадокс - дальше ответов и лайков дело не идет. Чешу репу - с чем связан этот парадокс.

В процессе опроса от "технарей" поступили такие тезисы:

Среди технарей-то хороших программистов мало, зачем плодить еще худших?
При запуске стартапа основная проблема не программирование.
Если бы гуманитарии могли научиться программировать, то еще в школе имели бы склонность к математике, физике, информатике.
Вводишь в заблуждение, они не станут программистами.

Ниже отвечу на каждое замечание и надеюсь развею опасения.

Вопрос не в том, какие программисты получатся из гуманитариев, а в том почему среди технарей много плохих программистов? Ведь все они обучаются по одной и той же программе. Может дело в методике обучения? Например, говорящих на иностранном языке больше, чем программистов, а ведь иностранный язык, скажем английский, на порядок сложнее языка программирования. Так почему же бытует мнение, что люди, сумевшие выучить иностранный язык, не смогут освоить более простой язык - язык программирования?

При изучении иностранного языка большое внимание уделяется практике и работе в группах. Это-ж неспроста :)

Исследования (конус обучения) показывают, что люди запоминают только:

    5% того, что узнали, из лекции.
    10% того, что прочитали.
    20% того, что узнали посредством аудио-визуального воздействия.
    30% визуальной демонстрации (опыт, эксперимент).
    50% материала групповой дискуссии.
    75% практической отработки теории.
    90% того, что объясняют кому-то еще.

Это значит, что в эффективном обучении практики и групповых занятий должно быть больше, чем теории. Именно поэтому практика - основа моей школы.

Абсолютно согласен, что при запуске своего стартапа, проблемы возникают не только и не столько в программировании, но и в куче других вещей. Маркетинг, продажи, управление, финансы, креатив, перфекционизм и элементарная лень. Школа решает конкретную и узкую задачу - научить людей с гуманитарным типом мышления облекать свои идеи в простенькие, но работающие проекты. Не больше, и не меньше!

Школа называется "Сделай стартап", то есть сделай начало, сделай прототип. Я буду учить людей создавать простые работающие интернет-проекты, интернет-сайты, назовем их прототипами. В дальнейшем эти начинания с помощью профи-технарей смогут превратиться (или не превратиться) в крутые проекты.

В программе обучения нет лекций по запуску своего бизнеса, для этого есть другие школы и курсы. В Школе я научу Вас программировать, покажу несколько подходов к решению задач и проблем и все. Как дальше будут применены эти знания - зависит от каждого ученика.

Как написал выше - основная проблема в образовании это не правильный подход к преподаванию. Хорошо, что сейчас этот подход меняется, но пока очень медленно и в основном в среде дистанционного образования. Мою уверенность в том, что все получится, подкрепляет практический опыт работы с людьми-гуманитариями. Успешно объяснял сложные технические вопросы.

Прохождение Школы вовсе не означает, что её выпускник станет программистом. Для этого нужно минимум лет 5 программировать, изучать новые технологии, чужой код, создавать свое и учиться не переставая. Только тогда, можно считать, что выпускник стал программистом. Таких будет единицы. Большинство же просто смогут, наконец-то реализовать свою идею, не сетуя на плохих фрилансеров, не хватку денег или отсутствие понимания у инвесторов. Просто берете и создаете минимально-функционирующий сайт, реализующий Вашу идею. Приводите на него клиентов, тестируете. Идея пошла? Ура! Можете нанимать профи для доработки прототипа и привлекать инвестиции.

Дополнительный плюс - выпускники, прошедшие обучение в онлайн-Школе программирования, смогут общаться с разработчиками на одном языке. Они будут понимать, что можно, а что нельзя и почему простые, на первый взгляд вещи, могут занимать много времени. Грамотно формировать задачи разработчикам и понимать на сколько указанный срок сдачи реален или завышен. Есть еще плюсы, но о них потом.

Дальше в планах сделать на сайте Школы регистрацию, систему подписки и приступить к написанию лекций.

Поддержать школу можно на БумСтартере.